Между Христом и Антихристом. «Поклонение волхвов» Иеронима Босха

В издательстве Альпина Нон-фикшн вышла книга Михаила Майзульса «Между Христом и Антихристом. «Поклонение волхвов» Иеронима Босха». Vox medii aevi публикует главу «Разложение тела / Разложение души» о том, как кровоточащая рана на ноге Антихриста метафорически связана с ересями, поражающими души христиан.

Разложение тела / Разложение души

Одна из самых загадочных деталей в облике Антихриста, которого Босх ввел в сцену Богоявления, — это, конечно, круглая рана (или круг, из-под которого сочится кровь) на его правой голени. Она заключена в стеклянную трубку, с двух сторон обрамленную в золото. Кровь стекает на ступню, а там разделяется на две небольшие струйки1.

Иероним Босх. Поклонение волхвов, ок. 1490–1500 гг.

Исследователи, в том числе историки медицины, часто пытались соотнести эту рану с какой-то реальной болезнью. Чаще всего в ней видели указание на проказу — ведь по древнему еврейскому преданию, мессия, пока не явится в мир, «…сидит среди бедных прокаженных…»2. Уже в Античности евреев считали особо уязвимыми перед проказой, а в позднее Средневековье обвиняли в том, что они в сговоре с прокаженными отравляли колодцы и распространяли чуму3.

Конечно, историки вспоминали и о самой чуме. Эта рана совсем не похожа на бубон, но святого Роха, одного из главных позднесредневековых заступников от этой грозной болезни, часто изображали с кровоточащим или гноящимся нарывом на бедре. В соответствии с другими объяснениями, рана Антихриста связана с (воображаемыми) недугами, которые в средневековой Европе христиане приписывали мужчинам-иудеям. Так, считалось, что они в наказание за богоубийство или из-за свойственного им меланхолического темперамента страдают регулярными кровотечениями. А потому нуждаются в христианской крови4.

Перебирая недуги, от которых мог страдать Антихрист, историки рас- сматривают даже сифилис. По господствующей версии, он был занесен в Старый Свет в середине 1490-х гг. из Америки. И как раз в те годы, когда Босх писал «Поклонение волхвов», начал распространяться в Центральной и Северной Европе5. Поскольку сифилис — или, как его тогда называли, «французская», «испанская» или «неаполитанская» болезнь — передавался половым путем, в нем увидели Божье наказание за сексуальную распущенность. Новый мор был вписан в ту же провиденциальную рамку, в какую ранее поместили чуму и другие эпидемии.

Христос исцеляет прокаженных. Нидерланды, ок. 1485–1491 гг.
Amsterdam. Rijksmuseum. No RP-P-1961–734

Проказа, чума, сифилис… Все эти «диагнозы», поставленные Антихристу, если их понимать буквально, выглядят в разной степени неправдоподобно. Кровоточащий круг на его ноге совсем не похож ни на реальные проявления этих болезней, ни на то, как их изображали в медицинских трактатах или в религиозной иконографии позднего Средневековья.

«Я бедный дьявол». Демон в облике прокаженного калеки. Нидерланды, XVI в.
Amsterdam. Rijksmuseum. No RP-P-OB-3080

Рискну предположить, что конкретный недуг, который мог подразумевать Босх, вообще не имеет значения. Важно представление о нарывах и язвах как Божьей каре, способной поразить конкретного человека, либо в случае эпидемии — город или королевство — весь социум. В разложении плоти видели указание на разложение души. А грех, пожирающий душу, уподобляли зловонным язвам или проказе. Скажем, в богословских текстах падшего человека, унаследовавшего первородный грех, совершенный Адамом и Евой, могли называть leprosus spiritualiter, т.е.прокаженным, — но не в буквальном, а в иносказательном, «духовном»6 смысле6.

Священник, врач и астролог Йозеф Грюнпек, автор одного из первых трактатов о сифилисе, утверждал, что непосредственной причиной эпидемии стала встреча Юпитера и Сатурна в созвездии Скорпиона, случившаяся в 1484 г. На фронтисписе одного из изданий его сочинения перед младенцем Христом, сидящим на коленях у Девы Марии, склонились мужчина и женщина. Их лица, шеи и руки равномерно покрыты сыпью. А от рук младенца исходят лучи, символизирующие не саму болезнь, посылаемую гневным Господом, а исцеление, на которое уповают страждущие. Такая же сыпь покрывает все тело мертвеца, лежащего на земле перед ними.
Йозеф Грюнпек. О моровом поветрии, или О французской болезни (De pestilentiali scorra,sive mala de Franzos). Нюрнберг, 1496 г.

Важно, что в Средние века с проказой и гниющими язвами также сравнивали ересь, пожирающую христианский социум. Рабан Мавр в энциклопедии «О природе вещей» вслед за античными медиками писал о том, что к болезням приводит дисбаланс гуморов в организме. Однако его недуги тела соотносятся с различными грехами, которые разлагают душу человека. Например, страдающий водянкой (hydropicus) означает скупца, поскольку чем больше он пьет, тем сильнее его жажда; так и скупец — чем больше у него денег, тем сильнее он их жаждет. Аналогично «проказа — это ложная и многоликая доктрина еретиков, либо неверие иудеев, либо заражение грехами. Ведь “сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников; священ-ник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым” (Лев. 13:1–3). Прокаженные — это еретики, которые богохульствуют против Господа Бога Иисуса Христа»7.

Английский каноник и хронист Уильям Ньюбургский (1136–1198), рассказывая о том, как в 1163 г. в королевстве появились «публикане» (павликане), радостно отмечал, что ядовитые язвы их ереси (pestis haereticae virus) не смогли укорениться в королевстве. А Экберт, аббат Шёнау (ум. в 1184 г.), сравнивал ересь катаров с проказой (lepra volatilis), стремительно поражающей члены Христа — души христиан8. В следующие столетия, когда на Западе началось масштабное преследование ересей, против катаров из Лангедока был объявлен крестовый поход и была создана инквизиция, медицинские метафоры, само собой, никуда не исчезли. Ересь уподобляли «смертоносному мору» (letiferam pestem), а катарский юг Франции именовали «зараженной землей» (terram infectam). Заразе, поразившей христианский социум, требовалось лечение. Описывая борьбу с ересью, многие богословы и проповедники уподобляли Церковь врачу, который призван исцелить гниющие члены, извести яд и очистить тело от скверны9. Потому рана на ноге Антихриста, которого Босх изобразил в дверях хижины, могла обличать скрытое в нем разложение. Однако почему она расположена именно на ноге?

  1. Philip L. B. The Prado ‘Epiphany’ by Jerome Bosch // The Art Bulletin, 1953, Vol. 35. P. 267–293. P. 268–269, 273; Strickland D. H. The Epiphany of Hieronymus Bosch: Imagining Antichrist and Others from the Middle Ages to the Reformation. London: Harvey Miller, 2016. P. 76, 121–131.[]
  2. Талмуд, трактат Сангедрин 98а, б. — Прим. ред.[]
  3. Пандемия чумы — «Черная смерть» — началась в Европе в 1347 г. Вскоре в Савойе возникло подозрение, что ее виновниками служат евреи, которые специально кидают отраву в колодцы. И под пыткой были добыты соответствующие признания. Оттуда волна таких обвинений пошла в Швейцарию, где евреев казнили в Берне, Цюрихе и в регионе Констанцского озера. Хотя папа Климент VI в 1348 г. выпустил буллу, в которой утверждал, что евреи умирают от чумы так же, как христиане, и чума разражается там, где евреев нет вовсе, погромы перекинулись на германские города: Кёльн, Кольмар, Вормс, Франкфурт, Ганновер, Эрфурт и др. (Bestul Th. H. Texts of the Passion: Latin Devotional Literature and Medieval Society. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1996. P. 104–105).[]
  4. В соответствии с этим мифом, раз в месяц или раз в год, во время Страстной недели, у мужчин-евреев случается кровотечение. Жак де Витри, епископ Акры, в «Восточной истории» (ок. 1216–1224) утверждал, что в наказание за убийство Христа потомки евреев, требовавших его распять, сделались невоинственны и слабы, как женщины. Каждый месяц у них случаются кровотечения из зада, ведь сказано «поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их» (Пс. 77:66). См.: Johnson W. The Myth of Jewish Male Menses // Journal of Medieval History, 1998, Vol. 24. P. 273–295.; Resnick I. M. Medieval Roots of the Myth of Jewish Male Menses // The Harvard Theological Review, 2000, Vol. 93, No 3. P. 241–263.[]
  5. См.: Boehrer B.Th. Early Modern Syphilis // Journal of the History of Sexuality, 1990, Vol. 1, No 2. P. 197–214; Strickland D. H. The Epiphany of Hieronymus Bosch… P. 123–128. При этом «американская» теория происхождения сифилиса регулярно подвергается сомнению. И некоторые ученые приводят аргументы в пользу того, что эта болезнь присутствовала в Старом Свете задолго до открытия Америки. См.: Baker et al. The Origin and Antiquity of Syphilis: Paleopathological Diagnosis and Interpretation [and Comments and Reply] // Current Anthropolog y, 1988, Vol. 29, No 5. P. 703–737; Armelagos G. J., Zuckerman M. K., Harper K. N. The Science Behind Pre-Columbian Evidence of Syphilis in Europe: Research by Documentary // Evolutionary Anthropology, 2012, Vol. 21. P. 50–57.[]
  6. Strickland D. H. The Epiphany of Hieronymus Bosch… P. 122.[]
  7. PL 111. Col. 500–502. См.: Moore R.I. Heresy as Disease // Lourdaux W., Verhelst D. (eds.). The Concept of Heresy in the Middle Ages (11th — 13th c.). Louvain: University Press, 1976. P. 4.[]
  8. Moore 1976. P. 1.[]
  9. Sackville L. J. Heresy and Heretics in the Thirteenth Century. The Textual Representations. Woodbridge: York Medieval Press, 2011. P. 171–173.[]