Носова Е. И., Вебер Д. И. Печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331–1398): иконография и технология изготовления [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). С. 280–300. URL: http://voxmediiaevi.com/2019-2-nosova-veber

> Статья в PDF


Носова Екатерина Игоревна

Кандидат исторических наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН
ORCID 0000-0002-9050-3239

Вебер Дмитрий Иванович

Кандидат исторических наук, доцент Института философии, Санкт-Петербургский государственный университет
ORCID 0000-0002-6158-7701

Печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331–1398): иконография и технология изготовления

Статья посвящена анализу иконографии и технологии изготовления двух вислых малых печатей королевы Франции Бланки Наваррской (1331–1398), происходящих из коллекции Н. П. Лихачева (1862–1936). Исследование проводилось с помощью методов оптической микроскопии в отраженном и проходящем свете (Olympus SZX10, Dino-lite AM4515T8), анализа в невидимой части спектра (CmE37, ОЛД-41), а также рентгенофлуоресцентного анализа (Olympus VANTA C).

Было выявлено, что отобранный образец (ок. 0,5 мм) имеет неоднородную структуру: в прозрачной массе имеются частицы красного цвета, размер которых колеблется от 2 до 28 мкм. Большинство частиц неправильной формы, но некоторые имеют четкие прямые границы. При подсвечивании ультрафиолетовой лампой основная масса приобрела золотисто-зеленоватый оттенок, а вкрапления стали темного цвета. В целом, под воздействием ультрафиолетового излучения обе печати приобрели более темный оттенок, а под воздействием инфракрасного стали совершенно белого цвета за исключением темных поверхностных загрязнений.

С помощью рентгенофлуоресцентного анализа первой печати было выявлено присутствие разнообразных элементов. Наибольшим содержанием в образце отличаются ртуть, кальций и сера, а также кремний и магний. В сочетании с морфологией образца это может свидетельствовать о том, что он был окрашен чистой киноварью. Иконографический анализ показал, что Бланка Наваррская не последовала новаторскому примеру Жанны Бургундской, первой супруги Филиппа VI, а предпочла более традиционный вариант печати. Вместе с тем она сохранила собственную идентичность, символически позиционируя себя как наваррскую принцессу. Сочетание сложной продуманной иконографии и высокого технического уровня исполнения с использованием дорогого пигмента соответствует высокому статусу обладательницы печати.

Ключевые слова: воск; иконография; киноварь; рентгенофлуоресцентный анализ; свинцовый сурик; сфрагистика; тетраморф; французская королевская канцелярия.


Ekaterina Nosova

Candidate of Sciences (History), Research Fellow, St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences
ORCID 0000-0002-9050-3239

Dmitry Veber

Candidate of Sciences (History), Assistant Professor, Institute of Philosophy, St. Petersburg State University
ORCID 0000-0002-6158-7701

Seals of the Queen of France Blanche of Navarre (1331–1398): a Study of the Iconography and the Pigments

The article represents an analysis of iconography and technology of manufacturing of two wax seals of Queen of France Blanche of Navarre (1331–1398), originating from the N.P. Likhachev’s (1862–1936) collection. The study was carried out using optical microscopy methods in reflected and transmitted light (Olympus SZX10, Dino-lite AM4515T8), analysis in the invisible part of the spectrum (CmE37, OLD-41), as well as X-ray fluorescence analysis (Olympus VANTA C).

The sample (0.5 mm) has a heterogeneous structure: the transparent mass contains red particles ranging in size from 2 to 28 µm. Most of the particles are irregularly shaped, but some have a clear straight form. When illuminated with an ultraviolet lamp, the transparent mass turned golden-greenish and the inclusions became darker. In general, under the influence of ultraviolet radiation both seals acquired a darker tone, and under the influence of infrared became completely white, except for dark places of surface contamination.

X-ray fluorescence analysis revealed the presence of various elements. The highest concentrations of mercury, calcium and sulphur, as well as silicon and magnesium, were found in the sample. In combination with the morphology of the sample, this may indicate that it was colored with pure cinnabar. The iconographic analysis showed that Blanche of Navarre did not follow the innovative example of Jeanne of Burgundy, the first wife of King Philip VI, but preferred a more traditional variant. At the same time, she retained her own identity, symbolically positioning herself as a Navarre princess. The combination of a sophisticated iconography and a high technical level with the use of expensive pigment corresponds with the high status of the owner of the seal.

Key words: French Royal chancery, sphragistics; X-ray fluorescence analysis; cinnabar; iconography; red lead; tetramorph; wax..

FOR CITATION
Носова Е. И., Вебер Д. И. Печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331–1398): иконография и технология изготовления [Digital Resource] [Nosova E., Veber D. Seals of the Queen of France Blanche of Navarre (1331–1398): a Study of the Iconography and the Pigments] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). P. 280–300. URL: http://voxmediiaevi.com/2019-2-nosova-veber