В 2019 году в издательстве ГАММА-ПРЕСС вышел монументальный труд Андрея Пильгуна «Потусторонний мир Средневековья. Рай, чистилище, ад и их персонажи в визионерских текстах и миниатюрах из западноевропейских рукописей IX–XV веков». Автор любезно разрешил Vox medii aevi опубликовать фрагмент второй главы («Инфернальные сцены») третьей части («Области потустороннего пространства») этой книги.
Эта книга — продолжение проекта, первая часть которого вышла в 2011 году под названием «Вселенная Средневековья». На основе подлинных документов она рассказывает о том, как люди в cредневековой Европе представляли себе рай, чистилище, преисподнюю и их обитателей. Книга погружает читателя в мир удивительных образов, показывает красочные картины иной реальности, созданной воображением средневековых людей.
Автор опирается на одну из самых загадочных средневековых традиций — литературу видений, рассказы о воображаемом путешествии души в мир иной. Визионеры — монахи, священники, рыцари, крестьяне, знать, дети, подростки — те, чья душа, по их собственным утверждениям, на какое-то время оказалась в потустороннем, наблюдали праведные и грешные души в ожидании Судного дня. Видения считались драгоценным источником сведений о судьбе умерших. Свыше 60 латинских текстов легли в основу этой книги.
Часть I посвящена сценам из библейской истории сотворения мира с изображениями потусторонних областей (рай небесный, низвержение восставших ангелов в геенну, Люцифер в аду, пасть с грешниками в центре земли). В части II представлены загробные персонажи — душа в бестелесной форме и «временном теле», ангелы, зооморфные агенты преисподней (дракон, змея, червь, жаба, кабан), демоны и их предводитель, адская пасть. Часть III показывает место действия: рай с его сиянием и изобилием, инфернальные области — их климат (тьма, холод, лед и т.д.), состав окружающей среды (огонь, вода, расплавленные металлы, сера, смола), ландшафт (долина, пропасть, колодец, река, озеро, мост и др.), практику адского правосудия. Эта часть знакомит читателя с многовековой традицией, предшествовавшей знаменитым изображениям ада у художников Северного Возрождения. В части IV рассмотрены связи между земным и загробным миром в представлении визионеров.
В издание включены более четырех сотен высококачественных цветных репродукций средневековых рукописных миниатюр, собранных автором в библиотеках по всему миру. Справочный аппарат содержит списки мотивов в цитируемых текстах и публикуемых миниатюрах.
Книга адресована гуманитариям различных специальностей и всем интересующимся культурой западноевропейского Средневековья, историей религии, философии, искусства.
ФРАГМЕНТЧтобы заказать книгу, можно написать автору по адресу a.pilgoun @ gmail.com