Средневековая Франция: с XI века до Черной смерти (1348)

В издательстве «АСТ» вышла книга Мари-Анн Поло де Болье «Средневековая Франция: с XI века до Черной смерти (1348)». Её перевёл Евгений Харханов. Vox medii aevi публикует отрывок о том, как в Средневековой Франции осуществлялись власть и правосудие.

Политическая и административная организация

Для средневекового общества характерны сложная иерархия взаимоотношений и целый ряд правил, которым обязан подчиняться каждый человек. Местная администрация представляет королевскую власть в отдельных регионах, объявляя жителям указы короля. К этому прибавляются местные обычаи и феодально-вассальные отношения. Каждый крестьянин или горожанин, помимо своего статуса вассала короля, прежде всего подчиняется тому или иному сеньору (представителю светской или духовной власти), имея при этом право на землю, на защиту своего достоинства в суде и на пользование орудиями труда сеньора (при условии уплаты всех налогов). Привилегии, которыми могут пользоваться сельские и городские жители, не отменяют этих феодально-вассальных отношений, а лишь ограничивают либо дополняют их.
В этом обществе, которое часто подвержено военным конфликтам (как междоусобным, так и межгосударственным),высоко ценится профессия воина, ведь именно армия защищает власть короля и благополучие высшей знати. Тем не менее, Церковь пытается разрушить эту военную идеологию, заменяя ее движением «Мир Божий» и крестовыми походами.

Осуществление власти

Создание Французского королевства

В то время как на территории Европы возникают все новые монархии, две самые могущественные из них — Франция и Англия — без конца воюют друг с другом за английские континентальные владения.
Короли из династии Капетингов, вновь получив высшие права на французские территории, до этого захваченные местными принцами, пытаются прежде всего расширить владения короны. Преемники Гуго Капета постепенно выполняют эту задачу: они приобретают новые земли (Бурж в 1106 г., графство Макон в 1239 г., Керси в 1286 г.), получают их в наследство (графство Перш, доставшееся Альфонсу де Пуатье после того, как он стал графом Тулузским в 1271 г.) или в качестве приданого невест (Артуа в 1189 г.), а также конфискуют имущество феодалов, впавших в немилость (изъятие владений у Плантагенетов в 1202 г. и Булонского графства в 1212 г.). Крестовый поход против альбигойцев позволяет королевству расшириться и в южном направлении.
Начав с небольшого, но богатого региона Иль-де-Франс(8000 км2 между реками Луара и Уаза), французское королевство к 1328 г. практически достигает своих современных границ (за исключением Савойи, Дофине, графства Прованс, герцогства Гиень, Конта-Венессена, Корсики, графства Ницца, Франш-Конте, Эльзаса и Лотарингии). В этот период в его состав входят либо непосредственные владения короля, либо земли, относящиеся к сфере влияния короны. Король получает прибыль не только от принадлежащих ему земель, но и от других видов собственности, полагающихся ему как верховному правителю и гаранту законности.

Полномочия по управлению королевством, доверенные королю

Король располагается на самой вершине феодальной иерархии как верховный правитель, его слово всегда является решающим.
Его легитимность держится не только на продолжении королевской династии, но и на самом обряде коронации, который состоит из помазания на царство, передачи символов власти, торжественного провозглашения имени нового короля, а также клятвы монарха, в которой он обязуется защищать Церковь, обеспечивать мир в своем королевстве и соблюдать закон. Именно на этом основании король в исключительных случаях может прибегнуть к осуществлению королевского правосудия — он имеет право провести судебное расследование, подать апелляцию или самостоятельно урегулировать разногласия сторон. Монарх даже волен прекратить междоусобные войны и запретить ношение оружия (этим правом пользуется в частности Людовик Святой). Короли из династии Капетингов часто коронуют своих старших сыновей еще при своей жизни, чтобы обеспечить передачу власти по наследству. Такое постоянство королевской власти возрождает понятие «государство» и помогает сплотить жителей страны. Права короля являются неотчуждаемыми и нераздельными, они служат интересам общего дела (res publica) — понятия, позаимствованного в XII в. у римского права.
Кажется вполне нормальным, что в обмен на такую серьезную нагрузку, лежащую на плечах короля, осуществление им высшей власти должно приносить определенный доход короне, которая уже не может «жить только на свое», имея в распоряжении столько персональных владений. Вводится военный налог, призванный заменить обычную феодальную подать. Постепенно он начинает распространяться на всех жителей королевства. Начиная с 1303 г. эта пошлина называется подворной податью и собирается с каждого двора, в котором может проживать несколько семей (см. Глава III, Финансовая система). Данный налог пока является нерегулярным. Кроме того, король получает доход от чеканки монеты и аренды своих владений, взимает пошлину за использование королевской печати, берет процент от таможенных сборов и от налога на въезд иностранцев, не считая принудительных займов, которые периодически предоставляют некоторые крупные города, и конфискации имущества у евреев. Все эти необходимые механизмы функционирования государства дают монарху все менее оспариваемые полномочия. Параллельно с этим постепенная стандартизация правовой системы, непрекращающиеся конфликты с Плантагенетами и возникновение национальной Церкви, несмотря на притязания Папского Престола, способствуют появлению чувства принадлежности к единой нации.

Управление с помощью сборников королевских указов

Одним из наиболее ярких проявлений королевского могущества являются сборники указов, вносящих изменения в принципы управления королевством в целом или его отдельными частями. Они обозначаются терминами «постановления», «эдикты», «свод законов», но чаще всего — «королевские указы». Первый документ подобного типа, составленный непосредственно королем Франции, появляется в 1155 г., а самым известным из них становится «Завещание», написанное Филиппом Августом перед отправлением в крестовый поход (1190 г.). Под предлогом оформления регентства во время своего отсутствия он проводит в стране настоящую административную и судебную реформу, а также создает корпус королевских чиновников бальи, которые должны следить за работой прево (представителями короля в регионах).
Его преемники в дальнейшем используют тот же метод, публикуя серии законов, вносящих изменения в принципы управления королевством, а также в его судебную и налоговую систему, то есть во все то, что относится к публичному праву и не касается частного, которое связано уже с местными правовыми нормами. Людовик Святой в течение своего правления издает целых двадцать пять сборников указов, три из которых объявляются «необходимыми для пользы королевства». В частности, указы, опубликованные в 1254 г., направлены на серьезное реформирование административной и правовой системы, а также на улучшение морального климата в королевстве. Чиновники, ответственные за осуществление правосудия, должны отказываться от всех подарков и взяток и вершить суд абсолютно беспристрастно, опираясь как на указы короля, так и на местные законы, а также не допуская незаконных штрафов и задержаний. Бальи и сенешали (а также члены их семей) не имеют права приобретать землю, находящуюся в зоне действия их административных полномочий. Они должны наказывать за проступки, идущие вразрез с христианскими заповедями: проституцию, богохульство, пьянство и азартные игры. Такие сборники указов, которые выходят все чаще, становятся полноценной формой государственного управления — их публично оглашают на главных площадях городов и деревень. Иногда они сопровождаются опросом жителей (как например в 1247 г.) с целью контроля представителей короля в регионах, чтобы они не превращались в местных тиранов. В конце XIII в. Филипп де Бомануар-сын напоминает о том, что действующий королевский указ должен соответствовать трем требованиям:удовлетворять потребностям общества, приносить пользу королевству, а также не противоречить здравому смыслу и местным обычаям. Крупнейшее собрание таких указов, изданное в 1303 г., получает название Magna statuta («Большой свод законов») и становится отправной точкой для последующих сборников.

Слуги короля

До XIII в. крупные вассалы короля периодически устраивают заседания, где обсуждаются важнейшие проблемы королевства. Это объединение получает название Curia regis (Королевский совет). На нем также распределяют административные и почетные должности: сенешалей (которыми долгое время назначались графы Шампани),королевских казначеев и управляющих винными погребами короля.
Начиная с Филиппа Августа, при дворе короля создается настоящий административный аппарат, состоящий из юристов и королевских чиновников, получивших образование по римскому праву. Филипп Август также упраздняет должность канцлера, опасаясь злоупотреблений властью в ущерб себе. Старый Королевский совет теперь собирается только на специальные заседания, посвященные финансовым или юридическим вопросам. Одновременно с этим в начале XIV в. возникает Счетная палата, а Парламент (с 1307 г.) приходит на смену временным заседаниям для осуществления королевского правосудия, введенным в 1258–1260 гг. по инициативе Людовика Святого, чтобы положить конец судебным распрям в королевстве. Указ 1345 г. определяет число советников Парламента, назначаемых королем. Они разделяются на три палаты: высшую, которая выслушивает речи адвокатов, произносимые на французском языке, и выдает ордеры на арест виновных на латыни; следственную, отвечающую за ведение процесса дознания, и палату жалоб, рассматривающую апелляции. Парламент, перегруженный делами, не справляется со всеми поступающими запросами, связанными с осуществлением королевского правосудия, что снижает эффективность его работы.

Правосудие

Правосудие в Средневековье

Понятие «правосудие» имеет в Средние века два значения: это одновременно и одна из важнейших человеческих добродетелей (то есть честность), и юридический термин, который древнеримский юрист Ульпиан определил в 228 г. следующим образом: «Правосудие — это постоянное и вечное желание предоставить каждому его законные права». Это определение, использующееся в римском праве, в XII в. берется на вооружение европейской судебной системой. На основе такого двойного значения появляется новое осмысление правосудия, предложенное различными богословами (в частности, Фомой Аквинским) и некоторыми юристами. Фома Аквинский различает общее правосудие (которое определяет принципы пользования общественными благами) и частное (регулирующее отношения между людьми).
Но в юридической практике все обстоит гораздо сложнее.
Над человеком эпохи Средневековья довлеет целое переплетение тесно связанных между собой прав и законов, которые то совпадают, то противоречат друг другу, что часто вызывает конфликты интересов. Необходимо различать гражданское и уголовное право, мелкие и крупные дела, светское и религиозное правосудие. На самом деле граница между гражданским и уголовным правом остается размытой до самого конца раннего Средневековья. Уголовная палата французского Парламента, созданная в начале XIV в., также рассматривает некоторые дела, относящиеся к гражданскому праву, принимая во внимание личность обвиняемого или особую политическую обстановку.
С развитием феодально-вассальных отношений разделение на мелкие и крупные дела окончательно формируется к началу XI в. К крупным делам, как правило, относятся важнейшие гражданские процессы (тяжкие преступления, а также такие серьезные проступки, как поджог, изнасилование или государственная измена). Виновного в таких грехах могут приговорить к смертной казни либо к крупному штрафу (от 60 су и более). Мелкими делами являются незначительные нарушения, за которые необходимо выплатить менее 60 су. На самом деле это разделение соблюдается не всегда. Дело в том, что крупные дела, более ценимые юристами из-за их престижности (что подтверждается постройкой в Париже огромной виселицы), являются менее прибыльными, чем мелкие, наказываемые исключительно штрафами, из-за чего некоторых сеньоров судят сразу по двум категориям дел. Такие «привилегии» в итоге становятся важным фактором при установлении иерархических отношений между феодалами.
Религиозное правосудие осуществляется в рамках церковного суда, полномочия которого закрепляются в результате григорианских реформ. Смертная казнь в этом случае запрещена, поэтому ближе к концу Средневековья светская власть начинает критиковать суды над деятелями церкви, считая их слишком гуманными (см. Глава VII, Двойная иерархия Церкви).
Наконец, королевское правосудие применяется для слуг короля, сенешалей и бальи. При этом король волен вершить свой независимый суд, основанный на его праве выносить приговор по любому делу по собственному усмотрению, а также миловать того или иного преступника (при условии, что тот признал свою вину).
Среди всех этих юридических дебрей существует один принцип, облегчающий работу над многими делами: преимущество местных судебных органов. Это означает, что мэр города, где произошло преступление, или даже представитель местных жителей тоже имеет право выносить свое решение по данному делу, чтобы противостоять возможному произволу со стороны сеньора. Тем не менее, следует заметить, что такое многообразие судебных инстанций часто означает для бедного подсудимого и увеличение штрафов. Начиная с XIII в. все чаще обсуждается идея о том, что любое правосудие должно исходить от монарха. Во Франции во время коронации новоиспеченному королю из всех символов власти в первую очередь вручается жезл правосудия. Получается, что король по своей природе наделен полномочиями, дающими ему право вершить суд — он лишь передает это право судьям. Такая схема неизбежно приводит ко все более серьезным конфликтам между светскими (королевскими) и церковными судебными инстанциями. Первые защищают верховную власть государства, вторые — права Церкви. Такое положение вещей закрепляется в одной из поправок, принятых на Четвертом Латеранском соборе, которая тем не менее «запрещает всем духовным лицам вершить суд под предлогом религиозной свободы, действуя в ущерб светскому правосудию».
Привилегия неподсудности, которая не дает судить служителей церкви светским судом, периодически обсуждается в ходе различных общественных кампаний, когда государство пытается закрепить существующий общественный порядок, критикуя данное проявление свободы Церкви. Поэтому в 1301 г. Бернар Сессэ, епископ Памье, осуждается светским судом за «оскорбление короля, государственную измену, злоупотребление своим положением, ересь и богохульство».
Все эти бесконечные конфликты между различными судебными инстанциями неизбежно приводят к серьезным противоречиям и ожесточенным научным спорам.