Точилова Н. Н. Драконы и виноградные лозы: проблема смены художественной парадигмы в искусстве Скандинавии XI–XIII веков [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2018. Vol. 2(3). С. 195–210. URL: https://voxmediiaevi.com/2018-2-tochilova
DOI: 10.24411/2587-6619-2018-00021
> Статья в PDF
Точилова Надежда Николаевна
Кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории искусства, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
arhivolt@yandex.ru
Драконы и виноградные лозы: проблема смены художественной парадигмы в искусстве Скандинавии XI–XIII веков
Статья посвящена изучению механизма взаимодействия искусства поздней эпохи викингов и романского стиля в странах Скандинавии. Непрерывный процесс трансформации художественных форм в период с XI по XIII вв. можно проследить, обратившись к изучению одной из наиболее хорошо сохранившейся группы памятников данного региона — резных порталов деревянных церквей Норвегии. Основное внимание в статье сосредоточено на анализе формирования композиционных схем декора портальной резьбы. Важным аспектом этого процесса является изучение возникновения и развития композиционных схем и основных декоративных элементов резьбы деревянных порталов. Их сложение — это результат влияния крупных европейских средневековых центров романского искусства на художественную жизнь скандинавских стран. Активное распространение романики проходило на фоне постепенно угасающей традиции скандинавского искусства поздней эпохи викингов. Результатом этого взаимодействия становится появление новых художественных образов, совмещающих стилистические особенности двух периодов. Этот процесс затронул не только произведения портальной резьбы норвежских деревянных церквей, но также отразился в декоре многих памятников каменной, деревянной скульптуры и декоративного искусства Скандинавии.
Ключевые слова: деревянная резьба; искусство эпохи викингов; романское искусство; Скандинавское искусство.
Nadezhda Tochilova
Candidate of Sciences (Art criticism), Lecturer of Departments of Art History and Civilization, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design
arhivolt@yandex.ru
Dragons and Vine Scrolls: the Problem of Artistic Paradigm Change in the Art of Scandinavia, XI–XIII centuries
The article is devoted to the study of the mechanism of interaction between the art of the Late Viking Age and the Romanesque style in the Scandinavian countries. The continuous process of transformation of artistic forms in the period from 11th to 13th centuries can be traced by referring to the study of one of the best preserved group of monuments in the region — Norwegian carved wooden portals. The article is focused on the analysis of the formation of the compositional schemes and decoration of portals. An important aspect of this process is the study of the origin and development of composition schemes and the main decorative elements of wooden carving portals. Many of these elements were the result of the influence of European medieval centers of Romanesque art on the artistic life of the Scandinavian countries. Active distribution of Romanesque took place against the background of gradually falling tradition of Scandinavian art of the Late Viking age. The result of this interaction is the emergence of new artistic images that combine the stylistic features of the two periods. This process affected not only the works of Norwegian wooden churches portals, but also reflected in the decoration of many monuments of stone, wooden and decorative art of Scandinavia.
Key words: Art of Viking Age; Romanesque Art; Scandinavian Art; Wooden Carving.