Кравцова Е.С. Ante oculos audientis
: экфрасис и коллективная память францисканского ордена в 40-е годы XIII века // Vox medii aevi. 2021. Vol. 1(8). С. 65–93. URL: https://voxmediiaevi.com/2021-1-kravtsova

DOI: 10.24412/2587-6619-2021-1-65-93

> Статья в PDF


Кравцова Елена Сергеевна

Кандидат исторических наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт истории РАН
kravtsova.kes@gmail.com

Ante oculos audientis: экфрасис и коллективная память францисканского ордена в 40-е годы XIII века

В центре внимания автора статьи находится житие Франциска Ассизского Memoriale in desiderio animae, написанное с 1244 по 1246 гг. францисканцем Фомой Челанским (ок. 1200 – ок. 1265), ученым ритором и автором ряда официальных житий святого. Основываясь на установленной исследователями связи экфрасиса и искусства памяти, автор статьи отвечает вопросы: 1) из каких текстов могли быть заимствованы образы, используемые Фомой Челанским; 2) как образы, описанные в технике экфрасиса, расположены в пространствах текста и какие функции они выполняют; 3) имеется ли связь между экфрасисом и искусством памяти в житии, составленном Фомой Челанским, и если да, то какой могла быть практика использования этого текста.

В результате автор приходит к выводу, что изображения-метафоры, применяемые Фомой Челанским, были заимствованы, как минимум, из трех источников: Библии, рыцарских романов и цистерцианских текстов. Переосмысленные францисканским автором, они изображали различные ипостаси Франциска Ассизского на его пути ко Христу и в управлении орденом. Они также указывали на разные аспекты власти, которыми обладал Франциск Ассизский – и вслед за ним его «истинные дети»: власть матери как власть, творимая внутри частного закрытого пространства, власть защиты; власть отца, власть судебная и власть публичная, активно преображающая окружающий мир. Эти образы помогали братьям ордена осознать свою идентичность и исключительность по сравнению как с традиционными сообществами, входящими в католическую церковь, так и с прочими нищенствующими орденами, которые в большом количестве появились в Западной Европе в первой половине XIII в.

Ключевые слова: Memoriale in desiderio animae; Vita Secunda; власть; искусство памяти; метафора; риторика; становление францисканского ордена; Франциск Ассизский; Фома Челанский; экфрасис.


Elena Kravtsova

Candidate of Sciences (History), Research Fellow, St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences
kravtsova.kes@gmail.com

Ante oculos audientis: ekphrasis and the collective memory of the Franciscan Order in the 1240s

The author of the article focuses her attention on the life of Francis of Assisi, Memoriale in desiderio animae, written from 1244 to 1246 by Franciscan Thomas of Celano (c. 1200 – c. 1265), a rhetorician and author of several official hagiographies of Francis of Assisi. Basing on the link between ekphrasis and the art of memory established by the researchers, the author answers the questions: 1) from which texts the images used by Thomas of Celano could be borrowed; 2) where the images described in the technique of ekphrasis are located in the spaces of the text and what their functions were; 3) whether there is a connection between ekphrasis and the art of memory in Francis of Assisi’s life and, if so, what practice of its use could be.

As a result, the author concludes that the metaphors used by Thomas of Celano were borrowed from at least three sources: the Bible, romances and Cistercian texts. Revisited by the Franciscan author, they embodied various aspects of Francis of Assisi’s image on his way to Christ and in the management of the Order, as well as the different kinds of power held by Francis of Assisi – and then his “true children”, namely, the power of the mother which was manifested within a private space, it was the power of protection; and the father’s power, judicial and public, actively transforming the world around us. These images helped the Franciscans to realize their identity and exclusivity, in comparison with both the traditional communities of the Catholic Church, and with other mendicant orders, which appeared in large numbers in Western Europe in the first half of the XIII century.

Keywords: ars memoriae; ekphrasis; Francis of Assisi; Franciscan Order’s institutionalization; Memoriale in desiderio animae; power; rhetoric; Thomas of Celano; Vita Secunda.

FOR CITATION
Кравцова Е.С. Ante oculos audientis: экфрасис и коллективная память францисканского ордена в 40-е годы XIII века [Digital Resource] [Kravtsova E. Ante oculos audientis: ekphrasis and the collective memory of the Franciscan Order in the 1240s] // Vox medii aevi. 2021. Vol. 1(8). P. 65–93. URL: https://voxmediiaevi.com/2021-1-kravtsova