Майзульс М.Р. Смех как инструмент насилия в иконографии Страстей Христовых (XIV–XVI вв.) [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2021. Vol. 2(9). С. 147–190. URL: https://voxmediiaevi.com/2021-2-maizuls/

DOI: 10.24412/2587-6619-2021-2-147-190

> Статья в PDF


Майзульс Михаил Романович

кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ
maizuls@gmail.com

Смех как инструмент насилия в иконографии Страстей Христовых (XIV–XVI вв.)

В позднесредневековой иконографии Страстей, которая во многом задавала модель отношения к иудеям и иноверию в целом, физическая агрессия постоянно замешана на осмеянии. Обличители и мучители Христа показывают ему множество агрессивных, насмешливых и непристойных жестов. Некоторые из них предстают в костюмах шутов. На изображениях тех же сюжетов, созданных до XIII в., ничего подобного не найти. Задача статьи – показать, как именно и из каких источников (страстные трактаты, постановки мистерий, архитектурные и книжные маргиналии) эти мотивы проникают в визуальное повествование. В поисках ответа на этот вопрос, автор исследует визуальные параллели между истязанием Христа и игрой, а также анализирует семантику гримас и жестов, связанных с обнажением языка и растягиванием рта.
Ключевые слова: демоны; жесты; иконография; маргиналии; обсценное; смех; Страсти Христовы


Mikhail Maizuls

Candidate of Sciences (History), Research Fellow of the Center for Visual Studies in Medieval and Early Modern Culture, Russian State University for Humanities
maizuls@gmail.com

Laughter as an Instrument of Violence in the Visual Imagery of the Passions of Christ (14–16 cc.)

Physical agression in the late medieval Passions’ imagery (the latter often setting an example of attitude towards jews and other people of different faith) is always rooted in laughter. Torturers and executioners of Christ show him plenty of aggressive, mocking and obscene ges­ tures, some of such characters are dressed as clowns, but such imagery only starts to appear after 13th century. This paper traces back the sources (passion treaties, mystery plays, architectural and book marginalia) and ways by which these motifs were transferred to visual narrative. The author finds visual parallels, that allow to compare Christ’s torture to a game, and analyses semantics of gestures and grimaces, including tongue stuck out and mouth stretched.
Key words: demons; gestures; iconography; laughter; marginalia; obscene; Passions of Christ

FOR CITATION
Майзульс М.Р. Смех как инструмент насилия в иконографии Стратей Христовых (XIV-XVI вв.) [Digital Resource] [Maizuls M. Laughter as an Instrument of Violence in the Visual Imagery of the Passions of Christ (14–16 cc.)] // Vox medii aevi. 2021. Vol. 2(9). P. 147–190. URL: https://voxmediiaevi.com/2021-2-maizuls/