Никитенко Ю. Н. «Королева фей» Эдмунда Спенсера и описание празднеств, устроенных графом Лестером для Елизаветы I в честь ее приезда в Кенилворт, сделанное Робертом Лейнемом: параллельное чтение [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2018. Vol. 1(2). С. 85–104. URL: http://voxmediiaevi.com/vol-2-nikitenko

> Статья в PDF


Никитенко Юлия Николаевна

Магистр филологии, ведущий библиотекарь Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург)
yulianikitenko86@gmail.com

«Королева фей» Эдмунда Спенсера и описание празднеств, устроенных графом Лестером для Елизаветы I в честь ее приезда в Кенилворт, сделанное Робертом Лейнемом: параллельное чтение

Оба текста, названия которых вынесены в заглавие статьи, играют роль медиумов. Так, за рассказом Лейнема стоит другой текст — самого ритуала, — высказывание графа Лестера, обращенное к королеве, из которого можно сделать некоторые выводы о чаяниях и надеждах графа, о его саморепрезентации, и о том, какую роль он отводит Елизавете. Одно из преимуществ нашего вынуждено опосредованного обращения к ритуалу через это описание заключается в том, что наблюдающий со стороны Лейнем время от времени фиксирует и реакцию Елизаветы.

«Королева фей», написанная Спенсером, который принадлежал к тому же кругу, что и автор описания, а также некогда пользовался покровительством Лестера, представляет собой другой случай использования придворного символического языка. Наше исследование показывает, что поэма и празднество не просто копируют определенные формальные элементы. Напротив, образ, имеющий похожую форму, может иметь совершенно разное значение в обоих текстах.

Сопоставляя тексты, мы видим, что совершенно различные идеи могут получать схожее визуальное воплощение (в случае Спенсера, конечно, речь идет о визуальном образе, который рисует в воображении читателя слово). Тем не менее становится ясно, что важными источниками в обоих случаях являются артуровская легенда, а также национальная и античная темы, которые оказываются в рассматриваемых текстах тесно переплетены друг с другом.

Ключевые слова: Кенилворт; Эдмунд Спенсер; Роберт Лейнем, Англия эпохи Ренессанса; репрезентация власти.


Yulia Nikitenko

Master of Arts in Philology, Senior Librarian of the National Library of Russia (Saint Petersburg)
yulianikitenko86@gmail.com

Edmund Spenser’s Faerie Queene and Robert Laneham’s Description of the Entertainment Devised by the Earl of Leicester to Celebrate Queen Elizabeth’s Visit to the Kenilworth Castle as Parallel Texts

In this article, Spenser’s Faerie Queene and Laneham’s description of Elizabeth’s visit to Kenilworth are both understood as mediums. Hence, behind the Laneham’s description there is another text — the text of the ritual itself, which encompassed Leicester’s hopes and ambitions, his self-representation and his attempts to construct an image of the queen. In fact, we benefit from the indirect view of the ritual given through the lens of Laneham’s description; as Laneham, observing this communication from the outside, sometimes describes the reaction of Elizabeth.

The Faerie Queene was written by a man who belonged to the same social group, maybe even to the same circle as the author of the description — in his youth Spenser together with Laneham were Leicester’s clients. Furthermore, the Faerie Queene may be regarded as another example of the application of the symbolic language of the Elizabethan court. The analysis shows that the poem and the entertainments do not simply imitate single formal elements of one another. On the contrary, the meaning of formally similar images differs drastically in these two texts.

The comparison of the symbolic language used in the poem with that used for the entertainments leads to the conclusion that visual similarity may be connected with completely different ideas and themes. In case of the Faerie Queene, they are related to visual images conceived by words of the poet in a reader’s mind. In the end, it becomes clear that the Arthurian legend, images conveying national sentiments and antique imagery are the most important sources from which Spenser and the organizers of the festival drew their material.

Key words: Kenilworth; Edmund Spenser; Robert Laneham; Early Modern England; Political Representation.