Наумов Н. Н. Поведение Сигизмунда Люксембургского в бою как тема гуситской пропаганды [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2024. Vol. 2 (11). С. 76–87. URL: https://voxmediiaevi.com/2024-2-naumov/
DOI: 10.24412/2587-6619-2024-11-76-87
Наумов Николай Николаевич
Кандидат исторических наук, старший преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова
nn-naumov@mail.ru
Поведение Сигизмунда Люксембургского в бою как тема гуситской пропаганды
Объектом исследования является мировоззрение участников Гуситских войн — жителей Чешского королевства первой трети XV в., в частности — их представления о том, как монарх должен вести себя в сражении. Предмет исследования — апелляция пражских гуситов к этой теме для того, чтобы очернить в глазах своих соотечественников персону Сигизмунда Люксембургского, чью законную власть над собой они не желали признавать. Обращение к источникам XII–XIII вв. («Хроника чехов» Козьмы Пражского и старочешская «Александреида») показывает, что у средневековых чехов бытовало представление о том, что одним из критериев достойного правителя является его личная храбрость в сражении. Монарх, избегающий личного участия в бою (Неклан и Дарий), подвергается осуждению, в то время как воины, посылаемые и в битву вместо себя (Тыр и Мемнон) — прославляются, даже если они — с точки зрения рассказчика — принадлежат ко вражескому лагерю. В манифесте, который был составлен пражскими гуситами и оребитами 5 ноября 1420 г. после победы над войсками Сигизмунда в битве под Вышеградом, наблюдается такой же сценарий повествования: Сигизмунд осуждается за то, что «не захотел, не посмел или не смог» спасти от смерти «500 панов, рыцарей и паношей чешского народа», которых послал вместо себя в сражение, в то время как о погибших — т. е. о чешских католиках, которые в иных ситуациях клеймились гуситами как «враги Чаши» и «хулители Истины» — победители-гуситы говорят с сожалением как о «родных чехах». Тема позорного неучастия Сигизмунда в бою была затронута и в сатире «Упрек Чешской короны», где на примере поведения монарха перед Никопольским сражением были обличены его трусость и похотливость. В заключении статьи сделано предположение, что в сознании чешской знати существовало принципиальное представление, возникшее под воздействием культа св. Вацлава, а именно что сильный и мужественный монарх-военачальник не может быть похотливым. Неблагородные, но сведующие пражские гуситы попытались задействовать это представление в своей пропаганде, пытаясь воздействовать в первую очередь на ту часть чешской знати, которая продолжала сохранять лояльность Сигизмунду вне зависимости от своего вероисповедания.
Ключевые слова: Гуситские войны XV в.; Чешское королевство; пражские гуситы; старочешская Александреида; святые правители.