В издательстве «Евразия» вышла книга Ольги Кухтенковой «Очерки истории кельтской книжности». Vox medii aevi публикует отрывок о специфике создания и украшения кельтских книг.
Глава 4. Особенности производства и украшения кельтских книг
Основные характеристики кодексов и шрифтов
Прежде чем непосредственно перейти к описанию истории кельтской книжной миниатюры, остановимся на основных чертах, характеризующих церковные иллюстрированные книги кельтских стран.
Все кельтские книги являются кодексами. Размер кодексов зависит от назначения книги: для парадных рукописей, как правило, около 300 × 200 мм, 350 × 250 мм; размер многих рукописей VII в. и более простых книг — около 250 × 150 мм; встречаются совсем маленькие экземпляры, которые называют карманными, например Книга из Дира, размер которой — 107 × 54 мм.
Крышки для кодексов делались из дерева. Крышки богатых Евангелиариев обтягивали кожей c металлическими накладками, украшенными эмалью, камнями, гравировкой. Для самых ценных манускриптов, считающихся реликвиями, делались также изысканно украшенные ковчеги (от ирл. cumdach — кумдах) — «шкатулки» с запирающимися крышками.
Основной текст церковных книг кельтских стран — это латинская Вульгата в различных комбинациях (Новый завет; только Евангелия; Евангелия с избранными Посланиями; Ветхий и Новый Заветы и т. д.).
Известно, что монастыри Шотландии часто пользовались для переписи книгами из большой библиотеки монастыря Уирмут-Джарроу, в котором хранились экземпляры книг из самого Вивария — монастыря Кассиодора. Вполне возможно, что источниками книг для переписи в Ирландии были библиотеки таких крупных и прославленных монастырей, как Клонард, Клонмакнойс, Мовилле и Бангор.
На страницах некоторых книг встречаются заметки или целые тексты на кельтских языках (например, в Книге из Дира) или на староанглийском (перевод евангельского текста в Линдисфарнских Евангелиях).
Текст в ирландских книгах размещался в один или два столбца. Шрифт, которым пользовались ирландцы — а вслед за ними и мастера других кельтских и англосаксонских государств, — называют «островным», «инсулярным» (от англ. insular script) или «скоттским» (от лат. scriptura scottica) письмом. Существуют как островной минускул (небольшие буквы с длинными выносными элементами и штрихами), так и островной маюскул — маюскульное письмо с крупными полукружиями букв и с более короткими выносными элементами и штрихами.
Принципы украшения кельтских манускриптов
Основные черты стиля кельтской книжной миниатюры — это особое внимание к орнаменту, взаимопроникновение и слияние текста и украшения, преобладание орнамента и малое количество непосредственно иллюстраций — портретов и сцен. В некоторых манускриптах портреты явно являются заимствованными из южно-континентальных и восточных рукописей, в других — если они и были когда-то привнесены под влиянием искусства других стран, то переработка этих образов больше роднит их с кельтскими изображениями человека и человеческих голов («масок») на орнаментированных
предметах и в кельтской скульптуре, нежели с чем-либо другим.
Основными украшениями текста являются:
• инициалы, большие и малые;
• орнаментированные фрагменты текста — «инициальные страницы» (от англ. initial pages);
• отдельные портреты или символы евангелистов, иногда — Иисуса Христа. Весьма редко, но встречаются иллюстрации к отдельным эпизодам Евангелий. В Евангелиариях VIII–X вв. встречаются фиг урки ангелов, являющиеся элементом украшения текста, иллюстрации или инициала;
• страницы, разделенные орнаментированными рамками на четыре части, с заключенными в них символами евангелистов;
• ковровые страницы — страницы, плотно заполненные орнаментом. На многих из них помещается орнаментированный крест различных форм. Ковровые страницы парадных Евангелиариев — уникальный элемент оформления, встречающийся только в кельтских книгах (нечто подобное было в коптских манускриптах, но в них этот элемент не был доведен до такого совершенства).
Принцип организации и украшения кельтских Евангелиариев окончательно утвердился к началу VIII в. В этот период неизменными составляющими Евангелиария были: четыре Евангелия, вступление или небольшой комментарий к каждому из них, каноны согласия (таблицы параллельных мест Евангелий, составлены Евсевием на рубеже III–IV вв.). Каждое Евангелие предваряет ковровая страница с крестом, изображение автора-евангелиста, текст же открывается богатым инициалом. Самые важные фразы и фрагменты текста выносятся на отдельную, богато украшенную страницу. Практически в каждом Евангелиарии встречается орнаментированная монограмма (хризма) Христа — XPI (Chi-Rho, Хи-Ро).
Материалы и процесс создания манускриптов
Процесс создания рукописной книги в Ирландии был таким же, как и в других странах, монастырях. Работа велась в скриптории или прямо в келье. На ранних этапах переписью и украшением мог заниматься один человек, но чаще над рукописью работала группа мастеров, каждый из которых, скорее всего, работал и с текстом, и с украшением, поскольку эти два основных элемента книги были неотделимы друг от друга.
Переписыванием книг занимались не только мужчины, но и женщины (к тому же некоторые ирландские монастыри, как, например, монастырь св. Бригитты в Килдайре, были смешанными). Самый яркий пример женского скриптория мы встречаем в Англии — женский монастырь Минстер-в-Тэнете, который снабжал иллюстрированными и искусно украшенными золотом книгами миссии в германских землях.
Работа художников и переписчиков проходила в тишине, разговаривать не разрешалось. В разных монастырях Европы к делу производства книги относились по-разному: это могло быть наказание или поощрение, обычный повседневный труд или выполнение обета или духовного упражнения. Для ирландцев, по словам С. В. Шкунаева, книга была настоящей страстью1.
Пергамен изготовлялся из шкур овец, коз, ослов и коров. В Ирландии и Британии преимущественно употребляли телячью кожу. После вымачивания в воде с добавлением извести и квасцов и очистки от шерсти ее натягивали на раму при помощи веревок, выравнивали, выглаживали пемзой, сушили, заклеивали трещины. Пергамен в Ирландии не белили, а путем специальной обработки придавали поверхности охристо-желтый оттенок, прекрасно подходящий для любимых ирландцами красок теплых оттенков. Пергамен на островах делался толстым, более грубым, чем на континенте, его стороны практически не отличались друг от друга (тогда как в континентальных книгах «лицевая» — некогда покрытая шерстью — и «тыльная» стороны выглядели по-разному).
Нарезанные листы, иногда уже собранные в тетради, линовали с помощью стила, оставлявшего на пергамене бороздки, или с помощью свинцового карандаша, который появился на островах задолго до того, как им стали пользоваться в континентальной Европе. Переписчик наносил текст, обходя предварительно отмеченные места для миниатюр, затем к работе приступал художник-миниатор. Готовые тетради сшивались вместе и переплетались.
Основными цветами красок для кельтской миниатюры VII в. были красный и его оттенки — розовый, красно-коричневый (на основе свинцового сурика), оранжевый и желтый (аурипигмент). Позже начали использовать большее количество красок, свыше десяти цветов. Со временем техника работы с красками совершенствовалась, и это позволяло с помощью смешивания пигментов и накладывания нескольких слоев краски добиваться большого разнообразия оттенков.
И в более поздние времена чаще всего использовались разнообразные оттенки красной, оранжевой, желтой, а также зеленой (в основном, медянка) красок. Сделанные на основе минеральных, растительных и животных компонентов, они изготавливались как из местных материалов, так и привозились из самых разных областей Европы и Малой Азии: это малахит, лазурит, лакмус, вайда, кармин и др. Клеящей основой красок был яичный белок.
Золото и серебро для украшения в Ирландии применялись очень редко. Зато значительно чаще использовалась синяя краска, которая делалась из афганистанской ляпис-лазури, стоившей гораздо дороже листового золота. Безусловно, характер кельтского монашества и его влиятельность и в этом отношении сыграли свою роль — не каждая обитель в Европе могла позволить себе работать со столь ценными материалами, да еще привозимыми издалека.
По свидетельствам современников, некоторые рукописи обладали чудесным свойством сохраняться даже под воздействием воды. Так что, например, миниатюры Книги из Дарроу выдержали несколько погружений в воду и находились впоследствии не в самом худшем состоянии.
Орнамент и текст выписывались пером, «с редким каллиграфическим мастерством»2, а потом раскрашивались. Сложнейшие узоры выписывались вручную с использованием минимума инструментов. Художники пользовались циркулями и линейками, но никогда — трафаретом. Иногда они даже намеренно вносили в каждый повтор орнамента новую деталь, особенно если это был многократно повторяющийся звериный мотив.
Надо отдать должное превосходному мастерству и изобретательности, которые кельтские художники проявляли во всем: и в изготовлении, и в использовании материалов и красок. А также их творческому и личностному осмыслению такой трудоемкой работы, как выписывание сложнейших кельтско-скандинавских плетеных орнаментов.